Выдержка, диафрагма и светочувствительность (ISO)

Есть «три слона», на которых держится весь мир фотографии. Какими бы титаническими ни были изменения на этом рынке, но эти слоны незыблемо стоят и неплохо себя чувствуют. Если в фотографии вы уже перешагнули через черту съёмки в режиме «Auto», то должны догадаться, что речь пойдёт о выдержке, диафрагме и светочувствительности (ISO).

Попробую просто объяснить, что это такое. Сначала об экспозиции. Когда вы снимаете в режиме «Auto», камера, основываясь на показаниях всевозможных сенсоров, сама определяет параметры съёмки. Экспозиция — это по сути совокупность значений выдержки, диафрагмы и светочувствительности. В камере есть специальные сенсоры, которые замеряют внешние световые условия. На основе этих показаний, в режиме «Auto» камера сама выставляет такие значения всех параметров, при которых получается хорошо проэкспонированная (просвеченная) фотография — подсвечены все нужные объекты (т.е. без тёмных участков) и не получены пересветы.

Но бездушная машина никогда не сможет сделать идеальный выбор, т.к. часто ошибаются сенсоры и автоматика или же у фотографа может быть какое-то особенное видение в построении экспозиции (например, когда он специально хочет сделать какие-то участки темнее или ярче и т.д.). Поэтому с наработкой опыта фотографы отказываются от режима «Auto» и переходят в ручные режимы съёмки. А для этого сначала нужно разобраться, что же на самом деле означают эти параметры и как ими управлять.

Шторки затвора

Шторки затвора фотокамеры

Выдержка — это скорость срабатывания затвора. Чем короче выдержка, тем меньше смазываний от движения объектов, больше возможностей для съёмки с рук, но тем меньше света поступает в камеру и соответственно фотографии получаются темнее, чем могли бы быть при более длинной выдержке.

Диафрагма

Отверстие диафрагмы

Диафрагма — относительное отверстие в объективе, через которое поступает свет в камеру. Диафрагма может динамично сокращаться и расширяться, изменяя относительное отверстие. Чем больше отверстие, тем больше света поступает в камеру, тем более короткую выдержку можно выставить в камере и наоборот.

Вы уже обратили внимание, что выдержка и диафрагма по сути обратнозависимы? И это отличный инструмент в руках фотографа. Например, если фотограф намеренно хочет сделать кадр с удлинённой выдержкой, то чтобы предотвратить чрезмерное попадание света в камеру, он может прикрыть диафрагму. Это только один из вариантов, а их множество.

Также нужно отметить, что я намеренно не углубляюсь в дополнительную специфику этих параметров. Скажу лишь, что чем шире раскрыта диафрагма (т.е. чем большее выставлено значение F), тем более размытым будет фон и наоборот, чем сильнее прикрывается диафрагма (чем меньше выставлено значение F), тем более «плоской» будет фотография (помимо предмета съёмки, более чётким будет и фон). Также не рекомендуется выставлять значение диафрагмы более F8-F11 (в зависимости от площади сенсора и плотности пикселей) из-за риска проявления дифракции.

Но это ещё не всё. Помимо выдержки и диафрагмы, есть ещё параметр светочувствительности (ISO). Ранее этим значением маркировалась плёнка, теперь данная характеристика применима к цифровым сенсором. Светочувствительность (ISO) — характеристика, указывающая на способность светоприёмника (плёнки или сенсора) улавливать свет. Чем ниже значение ISO, тем больше светоприёмнику нужно света, чтобы получить проэкспонированную фотографию.

Если перевести на практический пример, то когда вы видите одну камеру с рабочим диапазоном чувствительности ISO 100-1600, а другую с ISO 100-6400, это означает, что 2-я камера может получать в 4 раза меньше света, чтобы получить проэкспонированные снимки. Т.е. если с 1-й камерой чёткие снимки с рук можно делать только до раннего вечера, то 2-я позволит делать сносные фотографии без штатива даже ночью.

Однако, с ISO тоже есть нюанс. Чем ближе вы выставляете значение ISO к предельному, тем больше шумов вы получите на фотографии. Поэтому этим параметром нужно пользоваться аккуратно.

Если подвести итог, то выдержка и диафрагма в определённых границах позволяют фотографу выстраивать необходимую экспозицию. Светочувствительность же как раз устанавливает диапазон этих границ.

Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on Tumblr
Запись опубликована в рубрике Теория с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.