Телеконвертеры

ТелеконвертерыВ настоящей статье попробуем разобраться, что такое телеконвертеры, для чего они используются и стоит ли ими вообще пользоваться.

Исходя из названия, телеконвертеры — это оптические приборы, которые изменяют фокусное расстояние объектива в определённой кратности (естественно, в большую сторону). Т.е. среднефокусный объектив они могут превратить в телеобъектив, а телеобъектив в супертелеобъектив. Устанавливаются они между камерой и объективом.

Телеконвертеры очень удобны, когда фотографу может потребоваться экстраувеличение, но покупать или носить с собой телеобъектив для этого не целесообразно. Телеконвертеры компактны, универсальны (привязка к байонету объектива) и существенно дешевле, чем отдельные объективы. Большинство моделей имеют контакты, а значит передают всю информацию в EXIF и поддерживают автофокусировку.

Камера + 24-70 + телеконертерКак это выглядит на практике? Допустим, у фотографа есть объектив с фокусным расстоянием 24-70 мм. Если же он его будет использовать с 2x телеконвертером, то в итоге получит объектив с диапазоном фокусных расстояний 48-140 мм. Согласитесь, перспектива подкупает.

Однако, чудес не бывает. При использовании телеконвертеров существует ряд ограничений:

  • Общее падение светосилы. Хоть мы и увеличиваем фокусное расстояние, света от этого в объектив больше не поступает. Поэтому при увеличении фокусного расстояния будет падать общая светосила. Например, при кратности 1.4x падение светосилы составит 1 ступень диафрагмы, при кратности 2x — 2 ступени.
  • Из-за падения светосилы на несветосильных объективах может не работать автофокус.
  • Падение разрешения. Это, пожалуй, самый главный минус телеконвертеров. Качественные (и как правило, более дорогие) телеконвертеры имеют более высокое разрешение по сравнению с бюджетными. Но в любом случае падение пиксельной резкости происходить будет. Другой момент, что в каком-то случае увеличение масштаба перекроет потерею чёткости за счёт повышения плотности пикселей на объект, а в каком-то падение чёткости будет настолько высоким, что не сможет быть компенсировано даже увеличенным масштабом.

На падении разрешения остановимся подробнее. Для того, чтобы понять, что под этим понимается, рассмотрим сильно упрощённый пример. Допустим, без конвертера интересующее нас изображение имеет границу перехода в 3px (узкая граница изображения, находящаяся между 2-мя контрастными областями, в нашем случае это предмет и фон). Чем тоньше эта граница, тем выше резкость.

При использовании качественного телеконвертера с кратностью 2x мы получим, например, изображение с границей перехода в 4px. В этом случае граница перехода хоть и увеличилась на 25% (т.е. пиксельная резкость упала на четверть), плотность пикселей, занимаемых интересующий нас объект возросла на 100% (из-за увеличенной кратности), т.е. мы получили более чёткий объект в масштабе.

При использовании некачественного телеконвертера с кратностью 2x мы получим, например, изображение с границей перехода в 9px. Видно, что в этом случае пиксельная резкость упала на 200% при том, что плотность пикселей в объекте возросла лишь на 100%, т.е. мы больше потеряли, нежели получили. Изображение, снятое с таким телеконвертером будет менее резким, нежели бы мы просто увеличили изображение в фоторедакторе.

Также нужно отметить, что не всегда в падении разрешения виноваты телеконвертеры. Вполне может быть так, что всё упрётся в предел разрешающей возможности оптики объектива. Особенно это актуально для старой оптики, рассчитанной на работу с плёнкой.

Осталось только разобраться как отличить качественный телеконвертер от некачетсвенного. К сожалению (а может быть, к счастью) принцип «чем дороже, тем лучше» тут не всегда работает. Можно найти качественный и недорогой и наоборот. На первое место тут выходит, наверное, известность бренда и практические тесты.

Телеконвертеры от A-брендов как правило качественные, но в несколько раз дороже остальных (A-бренды —  это производители фототехники, такие как Nikon, Canon, Olympus и т.д.). Из B-брендов наиболее известными и качественными являются телеконвертеры Kenko, они существенно дешевле и по качеству могут не уступать первым. Также на рынке уже можно встретить конвертеры китайских производителей, но им бы я точно не доверял, т.к. оптику китайцы пока ещё не научились делать качественно.

В заключение нужно только отметить, что в случае со съёмкой видео ситуация несколько иная и использование даже некачественного телеконвертера может стать оправданным. Если мы снимаем видео на фотокамеру, то как правило разрешение не превышает Full HD (1920×1080), что соответствует 2 Мп. Сенсор же большинства современных фотокамер содержит 10 Мп и более. При съёмке видео камера часто интерполирует картинку для повышения качества (если грубо, то усредняет значение нескольких соседних пикселей до одного). Поэтому потеря разрешения из-за использования некачественного телеконвертера будет компенсирована интерполяцией (что повышает резкость), зато взамен оператор получит необходимое приближение.

Share on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on Tumblr
Запись опубликована в рубрике Теория с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.