Съёмка архитектуры крупным планом (7 сестёр)

Я как-то слышал историю одного фотографа, который в советское время снимал сталинскую архитектуру крупным планом. Время было не самое свободное и некоторые здания фотографировать было просто запрещено, ну или как минимум это вызывало подозрение, заставляя вести беседы с уважаемыми людьми в штатском. Фотограф этот жил, кажется, даже не в СССР, а в одной из стран Варшавского договора. Впрочем, это не так важно.

Снимал этот человек с помощью зеркально-линзового объектива (в простонародье «ЗЛО»), который позволял находиться от зданий на большом расстоянии, не вызывая к себе лишний внимания.

У меня есть несколько таких объективов (Kenko и Tokina), поэтому захотелось сделать небольшой обзор по мотивам этой истории на примере «7 сестёр» — самых известных сталинок.

Содержание

Оборудование и метод съёмки

Для теста был выбран объектив Kenko MIL TOL Reflex Lens 400mm F8, имеющий наибольшее фокусное расстояние. Сама же съёмка велась на Olympus E-M5 Mark II. С учётом двойного кропа камеры, эквивалентное фокусное расстояние составляло внушительные 800 мм. Согласитель, неплохо! Самой камеры, с которой снимал, уже нет, но выглядело это примерно так.

И наведение, и сама съёмка велись со штатива. Тем более основная часть снимков была сделана в ночное время. Впрочем даже днём погода была пасмурной и света явно не хватало. В самой же съёмке я не стремился к художественной ценности фотографий. Скорее мне хотелось показать, какие задачи можно решать с такой оптикой. Также нужно отметить, что снимки были сделаны ещё несколько лет назад и просто ждали, когда я это всё опишу.

Каждое здание я сначала снимал общим планом с помощью смартфона, а затем делал крупные планы с помощью ЗЛО. Некоторые планы со смартфона не получились (то из-за снега, то из-за сильной засветки фонарей, а иногда высотка просто не влезала), поэтому какие-то я заменил панорамами с сервиса Яндекса.

На общем плане зелёным я выделял участки, которые отсняты со ЗЛО. Далее на фото крупного плана красным выделены участки пиксельного размера, чтобы показать максимальную детализацию.

7 сестёр

Гостиница «Ленинградская» (Hilton)

Проба пером у меня прошла на площади трёх вокзалов. Оттуда хороший вид на Ленинградскую. Первые два снимка сделал днём от входа в Ленинградский вокзал, а другие два  — с торца с ул.Маши Порываевой уже ночью и в другой день.

Фрагменты №1-2

С первых же снимков видно, что оптика позволяет снимать с колоссальным увеличением. Видны мельчайшие элементы орнамента. На 2-м фрагменте даже удалось рассмотреть люстру в одном из номеров.

Фрагменты №3-4

Как уже сказал, съёмка с таким объективом действительно позволяет делать детальные снимки любых архитектурных элементов с большого расстояния. Однако, нужно быть предельно внимательным к фокусировке. Мне не всегда удавалось точно наводиться и несколько отличных видов с совсем уж плохой резкостью ушли в корзину. Также можно заметить, что при самом крупном увеличении объектив выдаёт заметную зернистость (причём на дневных почему-то сильнее) — эту особенность я заметил для всех ЗЛО. Но на фото крупным планом это совсем не заметно.

Что хотелось бы ещё отметить. Ночные снимки на мой взгляд получились более эффектными, в то время как дневные выглядят серыми и скучными. Во многом это заслуга ночной подсветки и большего контраста с небом. Да и снимать ночью комфортнее — меньше машин, меньше людей, меньше внимания.

Остальные «сёстры» отсняты по аналогии.

Высотка на Котельнической набережной

Фрагменты №1-4

МГУ

Фрагменты №1-4

Гостиница «Украина» (Radisson)

Фрагменты №1-4

Высотка на Кудринской площади

Фрагменты №1-4

МИД

Фрагменты №1-4

Высотка у Красных ворот

Крупные планы (ЗЛО с ЭФР 800 мм)

Выводы

Не скажу, что в этом проекте мне удалось вжиться в роль того самого фотографа из советской эпохи. Но появилось понимание того, как он снимал и почему выбрал именно такой объектив. Мне этот опыт понравился. И хоть я никогда не «болел» съёмкой архитектуры, сейчас у меня появились определённые идеи, как что-то отснять уже для себя.

Котелок, МГУ, Украина и МИД оставили особенное впечатление. Они показались какими-то особенными, недовысказавшимися что ли.

Ну а сам объектив хорош, особенно если он в неслучайных руках. Обзор по нему уже писал ранее.

Вопросы и дополнения оставляйте в комментариях.

Автор: Joe Ipsilanti 
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider